Правительство утвердило правила возмещения ущерба туристам, выезжающим на отдых за границу. Нововведения вступят в силу с 1 января 2017 года.
Как сказано в тексте постановления, ущерб будет возмещаться из фонда персональной ответственности туроператора, работающего в сфере выездного туризма. Задача — сделать так, чтобы турист мог получить 100% суммы, уплаченной за несостоявшийся тур. «Но на компенсацию из фонда персональной ответственности могут рассчитывать только туристы, выезжающие за границу, и только те, кто приобрел у туроператора комплексный тур. На туристов, покупающих у туроператоров услуги частично, например место в чартерном рейсе, действие правил не распространяется», — отметил Александр Осауленко, директор ассоциации «Турпомощь».
Как уже писали СМИ, после череды громких банкротств в туризме летом 2014 года, когда стало ясно, что сгоревшие туры отдыхающим не могут компенсировать ни туроператор, ни страховые компании, были приняты поправки в закон о туризме. Они предусматривают создание дополнительного механизма — фонда персональной ответственности туроператора на случай его банкротства. «Этот фонд будет формироваться за счет отчислений туроператоров в размере 7% от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма, реализованного туроператором за год. Деньги будут перечислять на спецсчет, который будет координировать организация „Турпомощь“. Компенсацию смогут получить те, кто не вылетел на отдых», — поясняла начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия.
А непосредственно фонд самой «Турпомощи», решение о создании которого было принято несколькими годами ранее, будет, как и прежде, расходоваться только на возвращение домой уже находящихся за границей туристов.
Таким образом, с 1 января заработают два фонда: фонд персональной ответственности туроператора и резервный фонд «Турпомощи». Основанием для выплаты компенсации будет «факт причинения туристу реального ущерба по причине невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта», сказано в новых правилах. Датой установления такого факта будет считаться день, когда туроператор публично заявит о прекращении деятельности. «Сейчас Минкультуры России, Ростуризм, Российский союз туриндустрии работают над созданием предельно четких механизмов по рассмотрению заявок. К декабрю это представят туроператорам», — отметил Александр Осауленко.
Между тем в правилах постановления уже прописано, что начинать сбор требований с туристов о возмещении ущерба надо не позднее 3 рабочих дней с даты публичного заявления туроператора о прекращении деятельности. Далее в течение 90 рабочих дней от этой даты должен быть сформирован реестр пострадавших. Затем в «Турпомощи» в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть требования туристов и принять решение о возмещении ущерба.
Основанием для отказа может быть наличие неполных или недостоверных сведений в документах, а также доказательство, что ущерб причинен не по вине туроператора. Отказать могут и из-за отсутствия денег в фонде. Об отказе и его причинах «Турпомощь» должна письменно уведомить туриста в течение 3 рабочих дней. Как ранее поясняли в Ростуризме, если случится так, что банкротство туроператора затронет большое количество туристов, деньги из фонда должны разделить между ними поровну.
Любые решения о возмещении ущерба могут быть обжалованы путем заявления в адрес «Турпомощи» в течение 30 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления не может превышать 5 дней. Средства, возмещающие ущерб, будут перечисляться в рублях на счет туриста в течение 10 дней после принятия решения. Затем «Турпомощь» должна будет отчитаться о тратах перед Ростуризмом.